/Ремонт

Механическая коробка передач

Чтобы крутящий момент изменялся и передавался от двигателя к колесам, необходима механическая коробка передач. Она позволяет разобщить двигатель и ведущие колеса. Причем сделать она это может на неограниченный срок. При этом со стороны водителя никаких усилий совершенно не требуется.

Давайте разберемся, из чего же состоит данный механизм и как он работает.

Итак, в состав механизма входит картер, первичные, вторичные и промежуточные валы с шестеренками, дополнительный вал и шестеренки для заднего хода, синхронизаторы, устройство подключения передач с замками и блокировками, переключающий рычаг.

В состав картера входят главные узлы и элементы самой коробки. Он устанавливается на картер сцепления, а тот закрепляется на двигателе. Учитывая, что в процессе работы шестеренки коробки передач испытывают большие нагрузки, то их нужно хорошо смазывать. Именно поэтому половину объема картера составляет трансмиссионное масло. Валы коробки передач вращаются в подшипниках, которые тоже имеются в картере. Они содержат наборы шестеренок с разным количеством зубьев. Чтобы передачи включались плавно, бесшумно и безударно, нужен синхронизатор. Они уравнивают угловые скорости крутящихся шестеренок.

Механизм, который переключает передачи, нужен для смены передач в самой коробке. Он управляется водителем прямо из салона машины. Замки не дают сразу включаться двум передачам одновременно. Блокировка удерживает передачи, не давая им самопроизвольно выключаться.

Давайте немного поговорим о том, как изменяется размер крутящего момента на разных передачах.

Начнем с передаточного отношения одной пары шестеренок. Возьмите две шестеренки и посчитайте их зубья. Так, у первой шестеренки двадцать зубчиков, а у второй – сорок. Это значит, что если первая сделает два оборота, то вторая сделает всего один оборот.

Теперь давайте разберемся с передаточным отношением двух шестеренок. Давайте предположим, что на первичный вал мотор выдает две тысячи оборотов за одну минуту, а на выходе получается всего пятьсот оборотов за одну минуту. В это же время на промежуточный вал коробки приходит тысяча оборотов за одну минуту.

На данном примере можно понять, что передаточное число первой пары шестеренок равняется двум и второй пары тоже равняется двум. Итого общее число вычисляется по схеме 2х2=4. Другими словами число оборотов уменьшается в четыре раза на вторичном валу, если сравнивать с первичным.

Если же из зацепления вывести шестеренки «В» и «Г», то вторичный вал крутиться, не будет. Крутящий момент на колеса машины передаваться не будет. Такое положение полностью соответствует нейтральной передаче.

В коробке передач содержится большое количество шестеренок. При вводе в зацепление разные их пары, водитель может менять передаточное отношение самой коробки. Передаточные числа коробки образуются из-за деления числа зубьев одной шестеренки на число зубьев другой и так далее. Если это число равняется единице, то это значит, что вторичный вал будет вращаться с той же угловой скоростью, что и первичный. Уравненную передачу, как правило, называют прямой. Обычно она четвертая по количеству. Самыми же сильными считаются первая и задняя. Двигатель легко вращает колеса, но машина все же движется более медленно. Когда автомобиль едет в гору на пятой или четвертой передаче, то мотору может не хватить сил. В итоге водителю приходится переключать на низкие передачи, которые более сильные. Стоит отметить, что начинает движение машина именно с первой передачи. Так мотору легче сдвинуть тяжелую конструкцию с места. Когда скорость немного увеличилась и появился инерционный запас, можно переключиться на другую передачу, которая более слабая, но быстрая. Важно, чтобы все ступеньки передачи переключались последовательно.

Подписывайтесь на AvtoLibra

Подпишись на ютуб канал политика конфиденциальности.

Ghost

Ghost

The professional publishing platform

Read More